- 4 вариант
- МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
- 21.2. Личные права и свободы
- Что означает понятие
- Понятие и классификация конституционных прав и свобод
- Национальные конституции
- 21.6. Деятельность института Омбудсмена в России
- ВПР. Обществознание. 7 класс. Материал к заданию № 1. Конституция РФ. Статья № 37. Право на труд.
- Образец задания.
- Из Конституции РФ.
- Пример ответа.
- Пояснение.
- На образование
- Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина
- 1 вариант
- Культура и государство
- Право на образование
4 вариант
1. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью
1) демократию
2) права и свободы человека и гражданина
3) частную собственность
4) свободные, равные, тайные и прямые выборы
2. Права и свободы человека характеризуются в законах как
1) неотъемлемые и неотчуждаемые
2) природные и социальные
3) разрешённые и запрещённые
4) нужные и лишние
3. Какое из перечисленных прав относится к правам гражданина (в отличие от прав человека)?
1) на труд
2) избирать в органы государственной власти
3) на частную собственность
4) на медицинское обслуживание
4. Какой пример из названных иллюстрирует такое право человека, как «свобода совести»?
1) Посещение библиотеки — это возможность выбрать книгу по душе.
2) Свой отказ участвовать в подготовке школы к празднику Леонид объяснил так: «Что хочу, то и делаю».
3) По воскресеньям Николай занимается в кружке при православном храме.
4) Елена отказалась делать домашнее задание по химии, так как пропустила урок по болезни.
5. Участие гражданина в митинге — это реализация
1) личного права
2) гражданского права
3) социального права
4) политического права
6. Виновность обвиняемого устанавливает
1) потерпевший
2) суд
3) судебный медик
4) полиция
7. Высшей судебной инстанцией по рассмотрению экономических споров между юридическими лицами является
1) Высший Арбитражный Суд РФ
2) Верховный Суд РФ
3) Конституционный Суд РФ
4) Счётная палата РФ
8. Верны ли следующие суждения о судьях Российской Федерации?
А. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие совершеннолетия.
Б. Судьи неприкосновенны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о судебном процессе в Российской Федерации?
А. Участниками уголовного процесса являются суд, сторона обвинения и сторона защиты.
Б. Обвинение в суде поддерживает адвокат, а защиту — прокурор.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о принципах правосудия в Российской Федерации?
А. Недопустимо повторное осуждение гражданина за совершённое преступление.
Б. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в суде.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать:
- все виды обжалования в соответственных органах государственной власти и управления
- обращаться к общественности и в средства массовой информации
- создавать движения в свою защиту
- проводить различные виды пикетирования.
Виды защиты прав на международном уровне:
1) Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.
В 1996году Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, граждане РФ получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.
Условия обращения в Европейский Суд :
- предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией.
- Жалоба может исходить только от самого потерпевшего
- Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения государственными органами.
- Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции РФ
- Чтобы жалоба была признана, приемлемой заявлением должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.
Государство, к которому относится решение Суда, обязательно ему подчиняется.
2) Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен)
Создан в начале 19 века в Швеции (1809году), после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах.
Характерные демократические черты:
- независимое положение в системе государственных органов
- несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента
- открытость и доступность для всех граждан
- бесплатное оказание помощи гражданам и так далее
В России есть тоже должность Уполномоченного по правам человека
( с 1994г.)
На неё назначает и с неё освобождает Государственная Дума РФ.
Первым с января 1994года был С.А.Ковалев.
Сегодня это Т.Н.Москалькова – с 22 апреля 2016 года.
16 апреля 1996года Государственная Дума приняла закон
«Об Уполномоченном по правам человека в РФ».
В нем определены:
- порядок назначения и освобождения от должности
- его компетенция
- организационные формы
- условия деятельности.
Таким образом, Конституция Р. Ф. гарантирует права и свободы человеку и гражданину. Государство обеспечивает гарантии соблюдения данных прав. Однако широк и круг обязанностей людей перед государством, которое вправе потребовать исполнение данных обязанностей каждым гражданином РФ.
Защита прав происходит в государстве. Однако в случае несогласия с решениями суда, граждане могут обратиться за помощью в мировое сообщество. Всё это свидетельствует о демократическом характере нашего государства.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
21.2. Личные права и свободы
Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских).
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.
К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:
— право на жизнь (ст.20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;
— право на достоинство личности (ст.21) — предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;
— право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под которыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);
— право на неприкосновенность жилища (ст.25);
— право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26);
— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);
— право на свободу совести (ст.28);
— право на свободу мысли и слова (ст.29).
В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.
Человек может быть арестован только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.
Ограничения права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.
Каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить соответствующие возможности.
Неприкосновенность жилища может быть нарушена только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.
Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Никто в России не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем.
Что означает понятие
Право на отдых предоставляется каждому проживающему на территории Российской Федерации человеку с одной оговоркой: «Кто не работает – тот не отдыхает». В юридически значимых документах возможность полноценного отдыха от рабочего процесса тесно переплетается с такими понятиями, как право на труд и свобода выбора профессии.
Нарушения в сфере предоставления возможности полноценно отдохнуть от трудовой занятости – недопустимы. При выявлении подобных действий ответственные лица могут подвергаться административному наказанию. По этой причине, законодательные нормы предоставления права на отдых должны быть подробно изучены не только наемными работниками, но и их руководством.
Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94
Возможность полноценно отвлечься от работы с предоставлением необходимого количества свободного времени, является несомненным достижением человеческой цивилизации, но даже в условиях рабовладельческого строя каждый помещик или владелец плантации сахарного тростника понимал, что если этого не делать, то раб может умереть от непосильных нагрузок.
В современных условиях нарушение баланса работы и отдыха может привести к восстаниям, направленных на свержение действующей власти, поэтому законодательные нормы написаны не только с целью заботы о правах населения.
Понятие и классификация конституционных прав и свобод
Права и свободы являются результатом общественного развития, они существуют независимо от признания их государством. Тем не менее основные права и свободы любым государством закрепляются на конституционном уровне, что означает их легитимацию и признание.
Конституционные права и свободы лежат в основе правового статуса человека и гражданина. Конституция Российской Федерации содержит совокупность всеобщих универсальных прав, которые необходимы каждому человеку. Конституционные положения о правах и свободах личности служат правовой основой для всех отраслей единой правовой системы Российской Федерации. Они формируют единый правовой порядок в гуманитарной сфере, демократическую природу Российского государства.
Юридическая природа конституционных прав и свобод личности заключается в том, что они квалифицируются как основные, неотчуждаемые и принадлежат личности с момента рождения.
Под субъективным конституционным правом человека понимается мера его возможного поведения. Свобода – это субъективная возможность человека совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его правах.
Существует несколько оснований классификации конституционных прав, свобод и обязанностей.
По субъектному составу права свободы и обязанности можно подразделить на права, свободы и обязанности человека и права, свободы и обязанности гражданина. Права, свободы и обязанности человека признаются на территории данного государства за всеми людьми независимо от их гражданства (подданства). Их субъекты обозначаются в конституциях словами «все», «каждый», «всякий». Правами, свободами гражданина обладают только граждане данной страны, которые несут и обязанности гражданина.
По способу осуществления права и свободы можно разделить на коллективные и индивидуальные. Коллективные права и свободы могут быть реализованы только группой людей. К подобным правам относятся права в сфере управления государством: право на собрание, право на митинг и иные манифестации, право на объединение, право на инициативу проведения референдума и прочие права; в сфере социальных и трудовых отношений к таким правам относится право на забастовку, право на собрание трудового коллектива. Индивидуальные права и свободы реализуются как совместно несколькими людьми, так и в одиночку. Большинство прав и обязанностей имеет индивидуальный характер.
По сферам общественных отношений конституционные права, свободы и обязанности делятся на гражданские, или личные, политические, а также экономические, социальные и культурные. Новый подход к этой классификации позволил расширить видовое многообразие прав и свобод за счет их специальной группы, служащей для обеспечения всех иных основных прав и свобод (право на получение квалифицированной юридической помощи, право на рассмотрение дела в надлежащем суде и др.).
Национальные конституции
Ряд национальных конституций признают экономические, социальные и культурные права. Например, Конституция Южной Африки 1996 года включает экономические, социальные и культурные права, и Конституционный суд Южной Африки рассмотрел иски в соответствии с этими обязательствами (см. И Кампания действий по лечению случаев). Конституция Индии, которая прямо не признает экономические и социальные права в их конституции, тем не менее, установила, что эти права существуют, хотя не пронумерованы, и выводятся из права на жизнь.
Конституционное признание экономических, социальных и культурных прав долгое время считалось контрпродуктивным, учитывая, что судам может быть поручено выносить решения по ним и, следовательно, нарушать демократические цепочки ответственности так называемых выборных ветвей власти. Тем не менее, все больше и больше литературы на Глобальном Юге отслеживает очень разные судебные реакции.
21.6. Деятельность института Омбудсмена в России
В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа — одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.
В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.
А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:
нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников — предоставление ими качественных публичных услуг населению;
предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;
снижение уровня коррупции.
Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.
ВПР. Обществознание. 7 класс. Материал к заданию № 1. Конституция РФ. Статья № 37. Право на труд.
Образец задания.
В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен». 2. Подумайте, какими видами труда вы занимаетесь в свободное от учёбы время. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план. 1) Какие обязанности по дому есть у вас? Как вы считает, ваша помощь родителям значима для них и для вас? Почему? 2) Какие виды общественно полезного труда вы могли бы выполнять? Какие виды полезного для общества труда вы выполняли? Почему такой труд важен для вас лично и для ваших сверстников? |
Из Конституции РФ.
Статья 37. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
Пример ответа.
1.Труд свободен, то есть каждый имеет право свободно выбирать ту сферу деятельности, которая ему нравится, к работе в которой он готов. Никто не может силой заставить выполнять что-то.
2.Дома у меня много обязанностей: уборка квартиры, помощь родителям в воспитании сестрёнки, я хожу в магазин за продуктами, если есть время, могу что-то приготовить на ужин, всегда мою посуду и другое. Думаю, что этим я очень помогаю родителям, так как сообща выполнять домашние дела легче и быстрее.
3.Каждый может принять участие в общественно полезном труде, например, в субботнике. Каждую весну школа проводит субботники по уборке территории, мы не только убираемся, но и сажаем деревья, цветы, потом ухаживаем за ними.
4.Уверен, что такая деятельность полезна и мне, и моим одноклассникам, так как все мы понимаем, что и от него завит, в какой среде мы будем жить, какая природа нас окружает. Мы тоже в ответе за всё. Что происходит вокруг нас.
Пояснение.
По статье № 37 Конституции может быть предложено объяснить значение других пунктов статьи.
Примеры вопросов и ответов по статье № 37 Конституции РФ.
- «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены»- это значит, что условия труда должны соответствовать установленным правилам, нормам, не наносить вреда здоровья работнику, должна соблюдаться техника безопасности.
- Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации» — это значит, что заработная плата должна соответствовать установленной государством и зависеть от качества труда, от квалификации работника; не должно быть дискриминации, но есть ущемления прав на зарплату, например, по возрасту, по полу, по тому, гражданин РФ выполняет работу или человек, приехавший законно на заработки в нашу страну.
- «Принудительный труд запрещен» — это значит, что никто силой, помимо воли человека, не может заставлять его работать. Но надо помнить, что есть ситуации, когда человек должен выполнять работу, которая не входит в его обязанности, например, во время какой-то чрезвычайной ситуации (в школе прорвало трубу – все должны принимать участие в ликвидации аварии до приезда специалистов – такой труд НЕ считается принудительным).
- «Каждый имеет право на отдых» — по трудовому законодательству каждый человек, работающий где-либо официально за зарплату, имеет право на следующий отдых: перерыв на обед, отдых в выходные и праздничные дни, право на отпуск. Конечно, работодатель может попросить человека выйти на робу в это время, но только с согласия самого работника.
- «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку» — это значит, что работник как индивидуально, так и коллективно — вместе с коллегами, имеет право высказывать вои претензии работодателю (например, на плохие условия труда, на задержку зарплаты и др.) Это могут быть письменные обращения к работодателю, в вышестоящие органы, даже разрешается забастовка – то есть прекращение работы на какое-то время, но только о ней нужно сообщить официально заранее, всё должно быть законным.
На образование
Бесплатно можно учиться и в высших учебных заведениях, но для этого необходимо пройти конкурс и набрать требуемое количество баллов. Сегодня происходит параллельное развитие сети учебных заведений. Также образование в РФ может принимать вид семейного самообразования, экстерната. Но для того, чтобы получить образование, были разработаны единые государственные образовательные стандарты.
Возможно вам так же будет интересно узнать всё о понятии и предмете конституционного права.
Важной информацией будет узнать про конституционное право как науку. Так же будет интересно узнать про международные договоры как источник конституционного права
Вся информация в данной статье
Так же будет интересно узнать про международные договоры как источник конституционного права. Вся информация в данной статье.
Читайте и о том, что такое личные права граждан РФ.
В рамках этого вопроса полезно узнать о том, что входит в политические права граждан РФ.
К сожалению, сегодня не каждый гражданин может с уверенностью сказать, что знает все свои права. Результатом такой необразованности становится проблемы с получением образования, медицинской помощи, социального обеспечения. Все права человека занесены в конституцию РФ и должны выполняться обязательно и неукоснительно. Так же полезно почитать о том, что такое источник права социального обеспечения.
Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина
Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.
<<Форма демодоступа>>
Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы.
Например, право на жизнь, право достоинство личности.
Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться.
Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучаются права человека и гражданина.
Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека).
А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.
Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина).
1 вариант
1. Какой термин обозначает возможности человека, которые обеспечивают условия его жизнедеятельности?
1) деятельность
2) права
3) обязанности
4) труд
2. Найдите термин, Обобщающий перечисленные понятия: право на участие в культурной жизни, свобода творчества, возможность пользоваться учреждениями культуры — это
1) личные права
2) социальные права
3) культурные права
4) гражданские права
3. Найдите правильное окончание предложения.
Независимо от вероисповедания, социального происхождения, пола, имущественного положения
1) все люди имеют равные права
2) все граждане получают возможность пользоваться правами по достижении восемнадцатилетия
3) все граждане участвуют в управлении государством
4) все люди обязаны трудиться
4. Найдите слово (словосочетание), которое является Лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) гарантии прав и свобод
2) защита прав
3) Конвенция о правах ребёнка
4) уплата налогов
5) Всеобщая декларация прав человека
5. Установите соответствие между видами прав и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) право на жизнь
Б) право на честь и достоинство
В) право избирать депутатов Государственной Думы РФ
Г) право быть избранным Президентом РФ
Д) никто не должен подвергаться жестокому обращению
1) гражданские права
2) политические права
6. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией социального права.
1) В конце учебного года Саша Петров вместе со своими одноклассниками прошёл диспансеризацию.
2) Семья Петровых приняла участие в первомайской демонстрации.
3) Старший брат Саши Петрова — известный писатель.
4) Петровы любят путешествовать.
7. Выберите правильные высказывания.
1) Гражданские права связаны с управлением государством.
2) Права человека неотчуждаемы.
3) Защита прав и свобод — это личное дело человека, с которым государство никак не связано.
4) В России существует должность Уполномоченного по правам ребёнка.
8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка
Обратите внимание на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именительный падеж, единственное число)
Права человека признаны на __________ (А) уровне. Нормы и __________ (Б), которые защищают жизнь, честь и достоинство человека, записаны во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Права человека и гражданина закреплены в __________ (В) большинства современных государств.
1) закон
2) международный
3) принцип
4) глобальный
5) требование
9. Приведённые ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Распределите их в две группы.
А. Реализация прав
Б. Исполнение обязанностей
1) Николая призвали на воинскую службу
2) предприниматель Калачёв заплатил налог
3) Степан работает водителем такси
4) граждане не дали построить гараж на территории городского парка
5) в этом году гражданин А. уходит в отпуск в сентябре
6) СМИ сообщили о создании акционерного общества
10. Заполните пропуск в схеме.
Культура и государство
Что еще можно сюда отнести? Например, право на защиту материнства, детей, оставшихся без попечения, недееспособных, инвалидов и умственно отсталых. Если такие люди нуждаются в поддержке, они имеют право получить ее от государства. Правда, как показывает практика, добиться ее крайне трудно. Все это потому, что в последнее время нуждающихся очень много. И всех обеспечить просто невозможно в должной мере.
Помимо этого, социальные права в РФ позволяют рассчитывать на свободу выбора веры и религии. Каждый может также участвовать в культурной жизни и посещать соответствующие учреждения. Правда, стоит заметить – сектантство запрещено. Быть сектантом можно, но это не приветствуется.
Интеллектуальная собственность, художественные произведения, научная деятельность и ее результат охраняются государством. Каждый имеет право на самовыражение и занятия творчеством. Понятное дело, что деятельность не должна нарушать права и свободы других людей.
В принципе, это все. Как видите, социально-экономические и культурные аспекты жизни в России довольно разнообразны. Стоит также отметить, что каждый может сам выбирать себе круг общения и общаться с родственниками. Дети, например, имеют право на общение с родителями и близкой родней. Запретить это может только суд на законных основаниях. Так что давайте не нарушать свои права и свободы. При невозможности решения вопросов мирным путем придется обращаться за помощью в соответствующие органы власти.
Право на образование
Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.
Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование:
-
- обязательное и бесплатное начальное образование для всех;
- доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
- свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.
Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».
Международным стандартам в сфере образования соответствуют нормы Конституции РФ. Конституция РФ, закрепляя право каждого на образование (ч: 1 ст. 43), исходит из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором сказано, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства. Оно призвано укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.
Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Для обеспечения реализации права на образование большое значение имеет проблема платы за обучение, прежде всего в высших учебных заведениях.
В настоящее время имеется возможность получения высшего образования не только очно или заочно, но и дистанционно. Для этого имеет смысл обратиться в Единый Центр Высшего Дистанционного Образования (ЕЦВДО), который является крупнейшим региональным представителем ВУЗов Российской Федерации и стран СНГ, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре образовательных услуг.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Но наряду с государственными и муниципальными учебными учреждениями в соответствии с действующим законодательством функционируют и негосударственные высшие учебные заведения при условии получения ими лицензии, а затем и государственной аккредитации, обучение в которых является платным.
Чтобы обеспечить высокий уровень образования, РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 41 Конституции РФ). Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты утверждаются на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ.