Что такое сервитут на земельный участок простыми словами

Цены на услуги

Возможно заключение договора с оплатой услуг в рассрочку.

  • Признание права собственности на земельный участокот 20 000 руб.
  • Признание сделок недействительнымиот 20 000 руб.
  • Споры об установлении границ земельного участкаот 35 000 руб.
  • Споры о переводе земель из одной категории в другуюот 25 000 руб.
  • Споры об устранении препятствий в пользовании земельным участкомот 35 000 руб.
  • Споры об определении порядка пользования земельным участкомот 25 000 руб.
  • Реальный раздел земельного участкаот 20 000 руб.
  • Выдел доли земельного участкаот 25 000 руб.
  • Объединение земельных участковот 25 000 руб.
  • Присвоение категории земель земельного участкаот 25 000 руб.
  • Изменение вида разрешенного использования земельного участкаот 15 000 руб.
  • Присвоение вида разрешенного использования земельного участкаот 15 000 руб.
  • Консультация юриста1 000 руб.

Другие публикации этого раздела

Как оформить самозахват земли?

Бесплатное и не имеющее под собой юридических оснований владение землей считается самозахватом. На практике, граждане просто увеличивают свой участок за счет соседей или занимают по собственной инициативе земли общего пользования.

Куда жаловаться на самовольный захват земли?

Использование земли лицом, не имеющим юридических прав на участок, называется самовольным захватом. Подобное деяние подлежит ответственности и преследуется по закону.

Комментарии и отзывы

Юра 08 июля 2016г. в 13:09:46

Добрый день. Ситуация такова — купили участок с домом, от дороги 500 м. Между нашим участком и дорогой еще один участок (заброшенный) по которому проходит просёлочная дорога. Сосед перегородил её бетонными обломками. С какими метериаллами обращаться в суд?

Дежурный юрист 08 июля 2016г. в 22:47:40

Вопрос, скорее всего, должен быть не в том с какими материалами обращаться в суд, а с каким требованием.

александр 03 июля 2017г. в 12:01:08

Добрый день. Подскажите пожалуйста,имеет ли право собственник предприятия, установить плату за проезд по дороге, проходящей по территории предприятия.

Дежурный юрист 03 июля 2017г. в 22:37:50

На частной собственности имеет право

Любовь 30 октября 2017г. в 15:49:59

В середине этого года нашей организации была передана в собственность земля, по принципу, кто большую площадь в здании занимает, тому и повезло с землей. Не могу разобраться, необходимо ли заключать договор сервитута с организациями, которые занимают определенные площади у нас в здании.

Надежда 17 июля 2019г. в 21:26:46

Здравствуйте. В подвале нашего многоквартирного дома проходит транзитная труба тепловой сети, а на этажах — телефонная сеть с советских времен. Фактически собственники этих сетей в настоящий момент безвозмездно пользуются общей собственностью жильцов многоквартирного дома. Подскажите, какой договор заключить с собственниками сетей правильнее: договор аренды или договор частного платного сервитута?

Практика

На консультацию обратился клиент, которому в наследство достался участок, огороженный другими с четырех сторон, так как ранее это был единый участок, поделенный на 5 разных. Ввиду конфликтных отношений с собственниками смежных земельных участков, у клиента отсутствовал доступ на проезд к своему участку. В связи с чем ему потребовалась помощь в суде.

  • Адвокат составил иск, где описал все обстоятельства дела.
  • На суде заявили о проведении судебной экспертизы.
  • Эксперт подготовил заключение, в котором описал возможный вариант проезда к участку клиента, путем обременения сервитутом части участка расположенного с северной стороны, так как в других случаях это сделать было невозможно.
  • Суд требования удовлетворил и установил сервитут на проезд к участку клиента по варианту экспертизы.

Государственная регистрация публичного сервитута земельного участка

Согласно пункту 9 статьи 23 Земельного кодекса, сервитут требует обязательной регистрации в государственных органах, на основании Федерального закона от 21 июня 1997 за номером 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Более того, оформление регистрации на сервитут требует строгого соблюдения правил ведения единого государственного реестра, который был утвержден постановлением Правительства России от 18.02.1998 года за номером 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрация сервитута является подтверждением факта установления и признания сервитута, доказательством с юридической точки зрения. Осуществить регистрацию имеют право учреждения юстиции, путем внесения записей в ЕГРП.

Для регистрации сервитута необходимо:

  • обратиться с заявлением об установлении сервитута от имени правообладателя;
  • заявление должен составить гражданин, в пользу которого было наложено обременение;
  • если сервитут был установлен по решению суда, то требуется соответствующее постановление;
  • заявление государственного ведомства или местного муниципалитета.

После того, как были внесены записи в ЕРГП, сервитут считается вступившим в силу.

В том случае, если обременение накладывается на часть участка или другой объект недвижимости, то требуется приложить план, где отмечена часть, на которую действует сервитут.

При нарушении процедуры регистрации сервитута, регистрирующее ведомство должно уведомить об этом в течение месяца. Копия регистрационного свидетельства прилагается к делу правоустанавливающих документов.

В том случае, если устанавливается несколько сервитутов, то требуется зарегистрировать каждый из них в соответствующем порядке.

На основании пп. 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса, установлена пошлина за проведение процедуры регистрации публичного земельного сервитута.

Для физических лиц она составляет 500 рублей, а для юридических – 2000 рублей.

В том случае, если требуется внести изменения в ЕГРП, то требуется уплатить пошлину:

  • Для граждан — 100 рублей;
  • Юридические организации — 300 рублей;
  • Федеральные органы власти, органы субъектов власти, муниципалитет – 50 рублей.

На основании письма Госстроя России от 20. 03. 2000 года за № НМ-1082/2, имеется ряд ограничений и сервитутов. Их нужно учитывать при проведении регистрации. Все изменения, которые вносятся в сервитут, также требуют регистрации.

При этом важно учитывать нормы законодательства при регистрации публичного сервитута. В тоже время этот вид обременения имеет несколько иной порядок государственного оформления, по сравнению с частными сервитутами

  • Земельный участок, на который устанавливается обременение, должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке, в том числе в ЕГРП.
  • Правообладатель должен быть уведомлен в течение 5 рабочих дней после выдачи документов о регистрации.

Государственная регистрация прекращения сервитута

Любые изменения сервитута, в том числе и его прекращение, должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Об этом свидетельствует запись в ЕГРП, которая заверяется штампом.

Для прекращения действия сервитута требуется обратиться с заявлением правообладателю и лицу, в чью пользу он устанавливался:

  • Запись будет свидетельствовать о том, что сервитут прекращен на основании соглашения сторон, на основании акта органов государственной власти, муниципалитета, которые вынесли решение об установлении сервитута;
  • Сервитут может быть прекращен решением суда или актом государственного органа или органа местной власти, которые его установили.

Однако далеко не всегда сервитут прекращается полностью. Он может быть изменен в пользу физического лица или организации.

В любом случае, подобные действия должны быть зарегистрированы соответствующим образом. Регистрацией является внесение записи в ЕГРП и присвоение номера подразделу и листу, где она была произведена.

О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичных сервитутах

Сервитутом называется право ограниченного пользования чужим земельным участков. Для государственных или муниципальных нужд, нужд местного населения по решению уполномоченного органа власти устанавливается публичный сервитут. Обычно публичные сервитуты устанавливают для размещения на земельных участках социально значимых объектов, необходимых для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования, для размещения межевых знаков, пунктов государственной геодезической сети и т.д.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его правообладателя прав владения, пользования и распоряжения.

Чтобы установить публичный сервитут, сначала необходимо описать его границы на местности. Для этого составляется графическое описание местоположения границ публичного сервитута, согласно требований, которые установлены приказом Минэкономразвития РФ от 10.10.2018 № 541. Графическое описание формируется в виде файлов в формате XML и состоит из схемы расположения границ публичного сервитута и описания границ, содержащего координаты характерных точек границ.

Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежат государственной регистрации. Органы власти, которые приняли решение об установлении публичного сервитута, обязаны направлять документы в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с момента принятия таких решений.

В реестр границ ЕГРН вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:

— реквизиты решения органа власти об установлении публичного сервитута;

— описание местоположения границ публичного сервитута;

— цель установления публичного сервитута;

— срок публичного сервитута;

— обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним;

— наименование органа власти, принявшего решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.

На сегодняшний день XML-схемы, используемые для формирования графического описания местоположения границ публичного сервитута в электронном виде, Росреестром не утверждены. Поэтому пока могут быть использованы XML-схемы, которые применяются для зон с особыми условиями использования территорий. При этом, в содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах зон необходимо отображать слова «публичный сервитут».

Сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ по истечении его срока или в случае поступления решения органа власти или суда о прекращении публичного сервитута.

Как отметила заместитель начальника отдела инфраструктуры пространственных данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Елена Окунева, законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка на публичный сервитут. Если юридическое лицо владеет на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения сооружением,  которое размещено на земельном участке на основании публичного сервитута, то такое юридическое лицо может переоформить право постоянного (бессрочного) пользования либо аренды земельного участка на публичный сервитут. Данное правило применяется, если право собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения на указанное сооружение возникло до 01.09.2018.

Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, кадастровый учет и регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, при условии, что право постоянного (бессрочного) пользования или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

При внесении в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов зачастую выявляются пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных (протяженных) объектов. Указанная норма законодательства в определенной мере решает такую проблему. Теперь, земельные участки, предназначенные для размещения линейных (протяженных) объектов, можно снять с  кадастрового учета, оформив при этом публичный сервитут.

Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области

Создана: , обновление 04.03.2019 09:44

Что такое частный и публичный сервитуты?

Значение термина «частный сервитут» раскрывается в ст. 274-277 ГК РФ. Он означает положение, при котором Ваш сосед по земельному участку получает возможность требовать от Вас создания условий для ограниченного пользования Вашим участком. К примеру, через Вашу дачу может проходить пешеходная дорожка единственно возможный путь для Ваших соседей попасть на свою дачу.

Такое положение и именуется частным сервитутом. Обременение земли создается органами государственной власти для:

  • Проезда граждан или их пешего прохода по данной территории;
  • Прокладки линий инженерных коммуникаций;
  • Обеспечения мелиорации;
  • Обеспечения иных нужд собственника земли, которые нельзя реализовать как-то по-другому, кроме как посредством частного сервитута.

Чтобы частный сервитут стал возможным, приходится достигать соглашения между владельцами смежных участков земли. Если же взаимопонимание остается недостижимым, тогда спор разрешается уже в судебном порядке, когда истцом выступает лицо, требующее установления частного сервитута.

Частный лесной сервитут создается по договорам или актам уполномоченных государственных органов, местной администрации, решению суда, равно как и частные водные сервитуты. Обременение участка ни в малейшей степени не ущемляет владельца данного участка земли правами владения ею, распоряжения, пользования.

Собственник обремененного участка с момента подписания соответствующих бумаг и их регистрации в Росреестре, получает возможность потребовать компенсацию с обладателей сервитута. С того времени, когда причины для учреждения данного обременения отпадают, по требованию собственника недвижимости сервитут в установленном порядке прекращается.

Не откладывайте решение Ваших проблем!Задайте вопрос по телефону
Санкт-Петербург
8 (921) 917-90-91
Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41

Чтобы публичный сервитут был создан, потребуется издание соответствующего нормативного акта субъекта РФ или органа местного самоуправления. Обременение при таких обстоятельствах учреждается в интересах всех граждан и государства для:

  • Проезда или пешего прохода по данной территории;
  • Эксплуатации участка земли;
  • Реализации дренажных работ;
  • Выпаса скота;
  • Покоса;
  • Охоты и рыболовства;
  • Изыскательских мероприятий;
  • Доступа к прибрежной зоне.

Созданный в соответствии с открывшейся необходимостью публичный сервитут позволяет всем жителям данной местности без каких бы то ни было ограничений эксплуатировать эту недвижимость в целях, указанных в учредительном документе.

Чем может помочь Вам юрист?

Юристы «Юридического центра СИАН»готовы оказать Вам
необходимую помощь, а именно:

  • Проконсультируют Вас по Вашей проблеме;
  • Изучат Ваши документы;
  • Подготовят правовую экспертизу,необходимые жалобы, претензии, иски;
  • Защитят Ваши интересы в суде.

8 (921) 917-90-91 – Санкт-Петербург

В подавляющем большинстве реальных ситуаций публичный сервитут учреждается без уточнения сроков его прекращения, но могут встречаться и временные публичные сервитуты. Земля, лес, прибрежная зона при разных обстоятельствах могут являться собственностью частного владельца либо государства, муниципалитета.

Вопросы создания частного сервитута для владельцев участка, на который направлено обременение, зачастую весьма болезненны. И тем не менее, коль скоро такой вопрос поднимается владельцами смежных участков дело, как правило, требует того или иного решения. Зачастую спор переходит в зал судебного заседания.

Помочь в заключении выгодного владельцу земли соглашения или добиться щадящего решения суда — задача для очень опытного земельного юриста.

Специалисты «Юридического центра Сиан» готовы ответить на Ваши вопросы и помочь заключить соглашение, а также оспорить неправомерное обременение участка.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Какие бывают виды сервитутов?

Самый распространенный вид сервитута в жилых кварталах – для коммунальных услуг. У вас может быть сервитут, который позволяет городскому рабочему вторгаться на вашу землю, чтобы добраться до электрического столба, если он есть у вас во дворе. Этот тип облегчения доступа, скорее всего, не будет определен.

Вы должны знать, где находятся подземные коммуникации. Это особенно актуально, если вы планируете копать в какой-либо части своей земли. Не все канализационные трубы проходят через улицу; в старых частных секторах на заднем дворе часто можно найти канализационную линию или выгребную яму. В некоторых местах можно позвонить на городскую горячую линию, и коммунальное управление вышлет городского работника. Они могут поставить на вашу землю флажки с указанием типов подземных коммуникаций.

Земельный сервитут

Другие виды сервитутов могут включать в себя общие подъездные пути или дорожки, которые могут быть единственной точкой доступа от дороги к дому за вашей землей. Эти виды часто бывают постоянными и переходят при продаже недвижимости. Их также называют вспомогательными сервитутами.

Запретительный сервитут

Запретительный сервитут препятствует чему-либо. Он может помешать вам посадить группу деревьев, которые будут блокировать телевизионный сигнал домовладельца или даже вид, повышающий ценность дома.

Сервитут, основанный на праве давности

Сервитут по предписанию получается «враждебным, открытым и печально известным использованием». На этот вид сервитута может претендовать человек, который часто путешествует по участку земли, принадлежащему другому лицу; это делается без согласия собственника. Думайте об этом как о версии прав колонистов.

Чаще всего они встречаются в сельской местности; это не очень распространено в городских условиях.

Сервитуты, основанные на праве давности и незаконное владение

Хотя это похоже на получение сервитута, основанного на праве давности, незаконное владение немного отличается. Он подразумевает непрерывное печально известное использование в течение до 20 лет; в некоторых округах продолжительность может быть даже больше. Использование земли общеизвестно, и это вопиюще. Пользователь фактически заявил о праве собственности.

Сервитуты, основанные на праве давности – это больше вопрос совместного использования земли, о которой идет речь, а не ее полной передачи.

Проконсультируйтесь с юристом, если вы надеетесь получить землю в результате неправомерного владения. Возможно, вам придется заплатить связанные с этим просроченные налоги на имущество. Существуют и другие юридические оговорки; они различаются в зависимости от округа.

Оцените статью
jur-dogovor.ru
Добавить комментарий