- Список литературы
- ↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
- Муниципальное законодательство
- Предмет муниципального права
- Классификация муниципальных правовых норм
- Предмет и методы муниципального права
- Лекция 4. Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления
- 1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации
- Диспозитивные методы
- Муниципальное право Российской Федерации
- Предмет муниципального права
- Или сильная вертикаль власти?
- Муниципалитет — элемент государственности
- Выводы
Список литературы
Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития
местного самоуправления в Российской Федерации. — М., 2005.
Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации:
Учебник. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. С. 14.
Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник для вузов.
— М.: Норма, 2006.
Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. — М.:
ЗАО Юстицинформ, 2008.
Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы.
— М., 2005.
Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского
права. — М., 2003.
Костюков А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения.
— Омск, 2001.
Краснов М.А. Введение в муниципальное право. — М., 1993.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации:
проблемы правового регулирования. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Фадеев В.И. Муниципальное право России. — М., 1994.
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
юБЮЙЭЪМ я.ю. аХАКХНЦПЮТХЪ ОН ЙНМЯРХРСЖХНММНЛС Х ЛСМХЖХОЮКЭМНЛС ОПЮБС пНЯЯХХ. 2 ХГД. л.: лцс. 2007.
юБЮЙЭЪМ я.ю. йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН пНЯЯХХ. сВЕАМШИ ЙСПЯ: СВЕА. оНЯНАХЕ: Б 2 Р.- 4-Е ХГД., ОЕПЕПЮА. Х ДНО. – л.: мНПЛЮ: хМТЮ -л, 2010.
юБЮЙЭЪМ я.ю., кЧРЖЕП б.к., оЕЬХМ м.к., яХБХЖЙХИ б.ю., рХЛНТЕЕБ м.я. лСМХЖХОЮКЭМНЕ ОПЮБН пНЯЯХХ. сВЕАМХЙ. л.: оПНЯОЕЙР. 2009.
юБЮЙЭЪМ я.ю., оЕЬХМ м.к., рХЛНТЕЕБ м.я. оПЮБНБШЕ ОПНАКЕЛШ ЛСМХЖХОЮКЭМНЦН ОПЮБЮ МЮ ЯНБПЕЛЕММНЛ ЩРЮОЕ ПЮГБХРХЪ ПНЯЯХИЯЙНЦН ЦНЯСДЮПЯРБЮ // рПСДШ ЧПХДХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ. б 50 РНЛЮУ. йМ. 9 л. 2008.
аЮФЕМНБЮ н.х. лСМХЖХОЮКЭМНЕ НАПЮГНБЮМХЕ ЙЮЙ ЯСАЗЕЙР ОПЮБЮ. л.: хГД-БН лНЯЙ. СМ-РЮ, 2010.
аЮПЮАЮЬЕБ ц.б. лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ. л., 1996.
аЕГНАПЮГНБ б.о. гЕЛЯЙХЕ СВПЕФДЕМХЪ Х ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ. л., 1874.
аЕГНАПЮГНБ б.о. цНЯСДЮПЯРБН Х НАЫЕЯРБН. сОПЮБКЕМХЕ, ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ Х ЯСДЕАМЮЪ БКЮЯРЭ. яоА., 1882.
аНМДЮПЭ м.я. лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ Х ЙНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБНЯСДХЕ: йНМЯРХРСЖХНМЮКХГЮЖХЪ ЛСМХЖХОЮКЭМНИ ДЕЛНЙПЮРХХ Б пНЯЯХХ. л.: мНПЛЮ. 2008.
бЮЯХКЭЕБ б.х. гЮЙНМНДЮРЕКЭМЮЪ НЯМНБЮ ЛСМХЖХОЮКЭМНИ ПЕТНПЛШ. – л.: «тНПЛСКЮ ОПЮБЮ», 2005.
бЮЯХКЭЕБ б.х. лСМХЖХОЮКЭМНЕ ОПЮБН пНЯЯХХ. сВЕАМХЙ л., 2008.
бЮЯХКЭВХЙНБ ю.х. н ЯЮЛНСОПЮБКЕМХХ. яПЮБМХРЕКЭМШИ НАГНП ПСЯЯЙХУ Х ХМНЯРПЮММШУ ГЕЛЯЙХУ Х НАЫЕЯРБЕММШУ СВПЕФДЕМХИ. яоА., 1869-1871. р. I-III.
дХРЪРХМ х.х. й ХЯРНПХХ ЦНПНДНБНЦН ОНКНФЕМХЪ 1870 Ц.// яРЮРЭХ ОН ХЯРНПХХ ПСЯЯЙНЦН ОПЮБЮ. яОА., 1913.
йНКЧЬХМ е.х. лСМХЖХОЮКЭМНЕ ОПЮБН пНЯЯХХ. йСПЯ КЕЙЖХИ. л., 2008.
йНМЯРХРСЖХЪ ЙЮЙ ЯХЛБНК ЩОНУХ: б 2-У Р. / оНД ПЕД. ОПНТ. я.ю. юБЮЙЭЪМЮ. р. 2. л., 2004.
йНЯРЧЙНБ ю.м. лСМХЖОЮКЭМНЕ ОПЮБН ЙЮЙ НРПЮЯКЭ ПНЯЯХИЯЙНЦН ОПЮБЮ: лНМНЦПЮТХЪ.: чмхрх-дюмю, гЮЙНМ Х ОПЮБНЧ 2003.
йСРЮТХМ н.е., тЮДЕЕБ б.х. лСМХЖХОЮКЭМНЕ ОПЮБН пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ. 3-Е ХГДЮМХЕ л., 2009.
лНЙПШИ б.я. лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ Б пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ ЙЮЙ ХМЯРХРСР ОСАКХВМНИ БКЮЯРХ Б ЦПЮФДЮМЯЙНЛ НАЫЕЯРБЕ. лНМНЦПЮТХЪ. яЮЛЮПЮ: хГД-БН яЮЛЮП. МЮСВ. ЖЕМРПЮ пюм, 2003.
лНЙПШИ б.я. лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ Б пНЯЯХХ. йНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШЕ НЯМНБШ Х ОСРХ ПЕТНПЛХПНБЮМХЪ. яЮЛЮПЮ, 2003.
ьСЦПХМЮ е.я. лСМХЖХОЮКЭМНЕ ОПЮБН пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ. 2-Е ХГДЮМХЕ л., 2007.
оЕЬХМ м.к. цНЯСДЮПЯРБЕММЮЪ БКЮЯРЭ Х ЛЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ Б пНЯЯХХ: ОПНАКЕЛШ ПЮГБХРХЪ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБНИ ЛНДЕКХ. л., 2007.
яЕПЦЕЕБ ю.ю. лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ Б пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ: ОПНАКЕЛШ ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ. л.: оПНЯОЕЙР, рй бЕКАХ. 2006.
рХЛНТЕЕБ м.я. лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ Б ЯХЯРЕЛЕ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ Х НАЫЕЯРБЕММШУ НРМНЬЕМХИ. л., 2005.
ьЕПЕЛЕР й.т. яНБЕРЯЙНЕ ЯРПНХРЕКЭЯРБН: СВЕАМХЙ. л., 1965.
Муниципальное законодательство
Деятельность органов местного самоуправления регулирует система муниципального законодательства. В нее входят:
- Конституция России;
- федеральные законы;
- законы и нормативные акты субъектов Федерации;
- нормативные акты муниципальных образований.
Системообразующее значение в определении основ муниципального законодательства имеют два федеральных закона:
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от $28$ августа $1995$ года;
- «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от $26$ ноября $1996$ года.
Многочисленные указы Президента России и постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов Федерации также конкретизируют конституционные основы организации муниципальной власти в нашей стране.
Кроме того, в $1998$ году Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, установившую общие для всех государств континента принципы деятельности в данной сфере.
Замечание 1
Спецификой муниципального права является не только его комплексный характер, содержащий отдельные положения конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, но и тот факт, что его основу составляют правовые нормы, принятые непосредственно местным населением. Например, уставы поселений или другие документы, утверждаемые на референдумах, собраниях или сходах жителей.
Рисунок 1.
Предмет муниципального права
В теории права справедливо считается, что важнейшим системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования. Несомненно, отрасль права развивается под влиянием большого количества условий и обстоятельств, которые связаны с единым становлением правовой системы, ее подразделений, с законодательными обычаями, воздействием на законодательную деятельность тех или иных теоретических учений и др.
Однако предмет регулирования, как и объект всякой управляющей системы, нужен для всех иных частей структуры права – нормативных предписаний, а также для их ассоциаций, правовых институтов, объединений институтов, подотраслей.
Предмет правового регулирования муниципального права – это однородные общественные отношения, которые возникают вследствие реализации местного самоуправления населением как непoсредственнo, так и через органы местного самоуправления.
Исследование некоторых представлений учёных, делает возможным сделать вывод, что по проблеме классификации общественных отношений, которые составляют предмет муниципального права, не существует какого-либо единого мнения.
Так, Н.В. Постовой предлагает рассмотреть следующие виды общественных отношений, составляющих предмет муниципального права:
- зарождающиеся вследствие осуществления местного самоуправления гражданами с помощью прямого волеизъявления;
- отношения, появляющиеся с реализацией деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по осуществлению задач местного значения и некоторых государственных функций;
- возникающие в связи с наличием финансово-экономической основы местного самоуправления;
- отношения, возникающие в связи с закреплением территориальной основы местного самоуправления;
- отношения так называемых «гарантий местного самоуправления»;
- отношения ответственности в системе местного самоуправления;
- отношения муниципальной службы в системе местного самоуправления;
- взаимоотношения органов местного самоуправления, а также органов государственной власти.
Рассмотрим теперь точку зрения О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, а более подробное представление о структуре предмета муниципального права дает его подразделение на три группы общественных отношений:
- возникающие в процессе решения вопросов местного значения с помощью непосредственного выражения гражданами своей воли;
- связанные с действиями выборных и иных органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и осуществлением местного бюджета, а также другой их деятельностью в разных сферах местной жизни;
- отношения, которые складываются в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Е.С. Шугрина представляет ниженазванные группы общественных отношений муниципально-правового характера, которые представляют предмет отрасли муниципального права, давайте рассмотрим их:
- отношения, которые возникают в процессе осуществления принадлежащей народу власти (а именно при использовании форм непосредственной демократии);
- возникающие в процессе организации деятельности органов местного самоуправления, сопряжённые с разделением полномочий между главой муниципального образования, представительным и исполнительным органами местного самоуправления;
- возникающие в связи с определением территориальной основы местного самоуправления;
- отношения, появляющиеся в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой и контрольной деятельностью;
- по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти и обязательств органов государственной власти по отношению к ним; договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов;
- отношения, которые связанны с осуществлением гарантий на осуществление местного самоуправления;
- вытекающие из ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;
- связанные с реализацией полномочий по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой и другими, закреплением законности и правопорядка.
Таким образом, предмет муниципального права – обособленная группа общественных отношений, возникающая в процессе организации и функционирования системы местного самоуправления.
Классификация муниципальных правовых норм
Предмет муниципального права предполагает наличие специфических регулирующих норм, которые считаются одним из ключевых элементов соответствующей юридической отрасли. Для них свойственны все те признаки, которые характеризуют нормы иных сфер права: общеобязательность, наличие политических гарантий и механизмов законного принуждения.
Классификация норм в сфере муниципального права может осуществляться по разным основаниям. Так, в рамках одной из моделей они подразделяются на регулятивные и охранительные. К первым относятся правовые нормы, которые фиксируют компетенции на уровне муниципальных органов власти, правовой статус тех или иных групп граждан, регламентируют то, как должна осуществляться реализация функций местного самоуправления. В свою очередь, охранительные нормы призваны фиксировать критерии правонарушений, а также определять необходимые механизмы правовой защиты граждан и иных субъектов, вовлеченных в процесс социально-политических коммуникаций на муниципальном уровне.
В юридической среде распространена классификация правовых норм, предполагающая их подразделение на императивные и диспозитивные. И те и другие свойственны также и для муниципального права. По мнению юристов, для соответствующей отрасли в большей степени характерны императивного типа нормы. Специфика, которой обладает предмет муниципального права, предполагает, таким образом, активности, во многом требующие следования тем или иным предписаниям, распоряжениям, приказам и т. д.
Предмет и методы муниципального права
Каждая отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования.
Под предметом отрасли права обычно понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений, регулируемых правом.
Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления.
В этой связи можно сгруппировать следующие разновидности общественных отношений:
- возникающие в процессе реализации населением форм непосредственной демократии (местный референдум, муниципальные выборы, правотворческая инициатива, сход граждан, публичные слушания, общественные обсуждения, опросы граждан, собрания, конференции граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление);
- возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления;
- возникающие при обеспечении органами местного самоуправления жизнедеятельности населения муниципального образования, решении других вопросов местного значения;
- возникающие при взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти, а также при реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться в соответствии с законодательством;
- связанные с судебной защитой прав органов местного самоуправления и гарантиями местного самоуправления как такового;
- обусловленные ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Более сложная ситуация с методом муниципального права.
В общепризнанном понимании само слово «метод» означает способ, прием практического осуществления чего-то.
Подробное установление содержания, способов осуществления отношений местного самоуправления производится с помощью самых разных приемов. Например, путем установления запретов, обязываний, дозволений. Важным элементом содержания отношений местного самоуправления являются правовые возможности граждан, местного населения, полномочия органов местного самоуправления. При установлении правовых возможностей местного населения по преимуществу используются дозволения. Полномочия органов местного самоуправления закрепляются в первую очередь с помощью обязываний, запретов.
В регулировании отношений местного самоуправления используются:
1. Императивный метод − властное установление правил поведения, от которых участники правоотношений не должны отходить. Законодатель императивно определяет, например, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (выборы, референдумы, др.) и обязанности государственных и муниципальных органов по их обеспечению.
2. Диспозитивный метод − предполагает возможность выбора участниками правоотношений разных вариантов поведения. Участие граждан в выборах, референдумах определяется с помощью не только императивных, но и диспозитивных предписаний (право граждан участвовать или не участвовать в голосовании, сборе подписей в поддержку кандидатов, инициативы проведения референдума, их право выбора разных не противоречащих закону способов участия в агитационных кампаниях).
3. Метод гарантий – гарантирует самостоятельность местного самоуправления и его защиту.
В процессе реализации норм муниципального права используются все перечисленные методы и таким образом обеспечивается функционирование местного самоуправления.
Лекция 4. Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления
1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации
Под источниками муниципального права обычно понимаются
исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и
закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера. Специфика
системы источников муниципального права обуславливается особенностями предмета
муниципального права как комплексной отрасли права, регулирующей все
общественные отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4
Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правовую основу местного
самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие
федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые
акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской
Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на
местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.
Из приведенного выше перечня видно, что источники
муниципального права как отрасли права характеризуются множественностью и могут
быть классифицированы по разным основаниям.
По уровню правового регулирования можно выделить:
а) международный компонент – общепризнанные принципы и
нормы международного права, международные договоры с участием Российской
Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном
уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;
б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые
народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации )
или федеральными органами власти, специально посвященные регулированию местного
самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие
вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации,
Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и
т.п.);
в) региональный компонент – конституции, уставы,
законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного
самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
г) муниципальный компонент – уставы муниципальных
образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и
соглашения, местные обычаи.
По виду источника муниципального права и его
юридической силе различаются:
а) международные договоры Российской Федерации;
б) Конституция Российской Федерации;
в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;
г) федеральные конституционные законы и федеральные
законы;
д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;
е) решения конституционных, уставных судов субъектов
федерации;
ж) подзаконные акты федеральных органов
государственной власти;
з) подзаконные акты органов государственной власти
субъектов федерации;
и) уставы муниципальных образований;
к) муниципальные нормативные акты и муниципальные
договоры;
л) местные обычаи (в случае их признания законом –
например, обычаи коренных малочисленных народов).
По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:
а) непосредственно народом Российской Федерации,
населением субъекта федерации или муниципального образования;
б) органами государственной власти Российской
Федерации или субъекта федерации;
в) органами местного самоуправления.
По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты,
которые:
а) носят комплексный характер, так как регулируют
широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
б) носят специальный характер, так как регулируют
только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет,
муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.).
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Мунмиципальное право Российской Федерации: учеб.
М., 2007. С.18.
Предыдущая |
Диспозитивные методы
Вместе с тем муниципальное право допускает также и диспозитивные методы. В числе таковых — дозволение. Данный метод предполагает, что субъекты правоотношений могут предпринимать те или иные активности или же бездействовать в зависимости от собственного волеизъявления, личных предпочтений, приоритетов. Дозволение может характеризоваться определенностью, когда субъект выбирает один из возможных вариантов поведения. Так, например, формирование органов муниципальной власти может осуществляться в рамках нескольких механизмов, выбрать конкретный вправе жители конкретного населенного пункта или представляющие их интересы субъекты политического управления.
Другой метод из числа диспозитивных — согласование. Он применяется, если есть необходимость нахождения компромисса между позициями нескольких субъектов правоотношений. Как вариант — между органами власти двух соседствующих муниципальных территорий.
Есть метод рекомендаций, который также относится к категории диспозитивных. Его сущность заключается в предоставлении субъекту правоотношений предпочтительного алгоритма активностей в тех или иных сферах. Данный метод часто сочетается с поощрением, предполагающим установление неких льгот в случае следования субъектом правоотношения рекомендациям со стороны власти.
Муниципальное право Российской Федерации
Определение 2
По мере развития в России органов местного самоуправления формируется и муниципальное право. Данный термин означает и отрасль правовой системы, и одну из учебных дисциплин, и раздел науки.
Муниципальное право не входит в число основных отраслей права. Оно носит производный характер и относится к комплексным отраслям.
С одной стороны, деятельность органов местного самоуправления регулируется нормами конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, а с другой – положениями собственно муниципального права, в том числе носящими организационный характер.
Местные администрации одновременно являются и властными структурами, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере управления, и выступают как юридические лица в частноправовых отношениях. В этом заключается дуализм правового статуса органов местного самоуправления, определяющий комплексный характер муниципального права.
Предмет муниципального права
Разнообразные общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления, представляют собой предмет муниципального права.
Статья $2$ федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет сущность муниципальной власти как гарантированную Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность осуществляется либо через выборные администрации муниципальных образований, либо непосредственно через местные референдумы, собрания и сходы граждан.
Замечание 2
Таким образом, местное самоуправление – это особый независимый вид власти, отвечающий за свою деятельность лишь перед жителями и подчиняющийся исключительно требованиям закона.
Местное самоуправление реализуется в городах, районах, поселках, сельских поселениях, объединенных общей территорией.
Основные муниципально-правовые отношения возникают в процессе:
- формирования местных администраций;
- непосредственного осуществления власти населением;
- деятельности органов местного самоуправления;
- реализации взаимных обязательств между органами государственной и муниципальной власти.
Субъектами муниципально-правовых отношений могут являться:
- граждане, проживающие на территории муниципального образования, и их сообщества;
- представительные и исполнительные органы местного самоуправления;
- депутаты и главы муниципальных образований;
- общественные объединения, домовые комитеты, советы;
- юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты;
- органы государственной власти.
Административно-территориальное образование также может являться особым субъектом муниципально-правовых отношений. Оно имеет свой герб и устав, владеет земельными участками и другим имуществом. От его имени властные полномочия осуществляют органы местного самоуправления или непосредственно население.
Или сильная вертикаль власти?
Сторонники другой точки зрения считают, что при столь неравномерном развитии регионов РФ, как это наблюдается сейчас, демократические подходы — не самый оптимальный вариант. Некоторые субъекты федерации дотационны. Если им дать автономию, которая, в свою очередь, может транслироваться на муниципалитеты, то уровень экономического развития в них может резко снизиться. Это может предопределить самые негативные последствия — вплоть до сепаратистских настроений.
Российский политический центр должен поддерживать регионы, которые объективно отстают в экономическом плане. Для этого нужен финансовый ресурс, и его брать неоткуда, кроме как с экономически благополучных регионов. Соответственно, для того, чтобы дотации из центра расходовались эффективно, нельзя допустить, чтобы к власти на локальных территориях пришли люди, стремящиеся к откровенно независимой от центра политике. Однако при слишком сильном увлечении демократией, вероятность их прихода к власти только повышается.
Понятие и предмет муниципального права — это сложная совокупность элементов, сущность которых, к тому же, может периодически меняться. Это происходит хотя бы за счет движения уровня политической свободы в муниципалитете между двумя полюсами — демократическим и авторитарным, о которых мы сказали выше. Предмет муниципального права составляют отношения между локальными субъектами, однако, вполне возможна ситуация, при которой важную роль будут играть более крупные игроки политического поля. И это тоже один из признаков комплексности соответствующей юридической отрасли, заключающийся в разнообразии возможных уровней правоотношений.
Муниципалитет — элемент государственности
Объект и предмет муниципального права — это юридические категории, которые некоторые исследователи считают основополагающими элементами государственности. Все дело в том, что нормативное регулирование, осуществляемое посредством актов, принятых на федеральном и даже региональном уровне, подчас неспособно учитывать специфику правоотношений, осуществляемых на уровне муниципальных территорий. Есть версия, что этим и обусловлен тот факт, что местное самоуправление в РФ даже на уровне Конституции страны отделено от государственного. Законодатель справедливо полагает, что решение локальных вопросов желательно при непосредственном участии субъектов, которые участвуют в правоотношениях на муниципальном уровне.
Предмет и метод муниципального права, которые мы исследовали выше, предполагают комплексность правоотношений в сфере местного самоуправления. Общефедеральные структуры власти могут оказаться вполне компетентны в решении узкого круга вопросов (например, в области вооруженных сил, охраны природы, работы различных гражданских служб и т.д.). Однако их представители не всегда могут обладать нужным уровнем знаний в сфере социальных коммуникаций в конкретном городе или сельском населенном пункте.
Рассмотрев понятие, предмет, метод муниципального права, мы можем исследовать практический аспект взаимодействия исследуемой нами юридической отрасли и реальных социально-политических процессов. Мы можем изучить его на примере взаимосвязи муниципального права и механизмов формирования местных органов власти. В чем особенности данных коммуникаций?
Дело в том, что данный вопрос предполагает довольно интересную и содержательную дискуссию. В научной и экспертной среде сформировалось несколько противоположных точек зрения касательно того, как должны формироваться местные органы власти. Есть теоретики, которые считают, что на уровне муниципалитетов должно быть как можно больше демократии: законодательные и исполнительные структуры власти, работающие на местном уровне, должны формироваться посредством выборов. В свою очередь, есть точка зрения, сторонники которой полагают, что органы власти в муниципалитетах должны назначаться вышестоящими структурами политического управления. При этом сторонники той и другой точки зрения приводят достаточно логичные аргументы. Их подробное исследование — отдельный предмет науки муниципального права. Но мы можем рассмотреть основную суть обоих подходов.
Выводы
Муниципальное право — это комплексная отрасль права, представляющая
собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Предметом муниципального права
является совокупность общественных отношений, возникающих
при организации и функционировании местного самоуправления.
Метод муниципального права
, как и любой
другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права
на другой. Императивный метод
правового регулирования основан на неравенстве
участников правоотношений, а диспозитивный
наоборот — равенстве участников правоотношений
и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения.
Муниципально-правовым нормам
, так же
как и другим нормам, свойственна формальная определенность, общеобязательность и
регулятивность.
Муниципально-правовые отношения
с учетом их содержания можно подразделить на три
группы:
отношения, связанные с организацией местного самоуправления
(образование, объединение, преобразование муниципальных образований, утверждение
символики муниципальных образований, определение структуры органов местного самоуправления);
отношения, характеризующие муниципальную деятельность по
непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований (решение
жителей муниципального образования непосредственно, либо через выборные и другие
органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития
муниципального образования);
отношения, в которых находит свое воплощение деятельность
органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.
Все источники муниципального права
РФ подразделяются на международно-правовые
и внутригосударственные
.
Наука «муниципальное право
» — это совокупность
знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного
самоуправления.
***
Вопросы для самопроверки
Раскройте предмет муниципального права.
Назовите и охарактеризуйте субъекты муниципально-правовых
отношений.
Почему муниципальное право называют комплексной отраслью
права?
Дайте характеристику источникам муниципального права.
Назовите уровни правового регулирования местного самоуправления.
Является ли муниципальное право публичной отраслью права?
Аргументируйте Ваш ответ.